Российские десантники примут участие в международных учениях «Славянское братство 2016», которые пройдут на территории Сербии

В спецназе ВДВ служат только контрактники. Фото с официального сайта Министерства обороны РФВ спецназе ВДВ служат только контрактники. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

Накануне дня военного разведчика (5 ноября) и начала международных учений в Сербии начальник разведки Воздушно-десантных войск  генерал-майор Олег ПОЛЬГУЕВ встретился с обозревателем «НВО» Александром ШАРКОВСКИМ.

– По нашим разведданным, Олег Олегович, в самый  разгар учений вы будет отмечать пятидесятилетие. Расскажите, как складывалась ваша служба, как вы стали начальником  разведки легендарной крылатой пехоты.

– Я военный по призванию. Преодолеть 50-летний рубеж моей жизни, как говорили в старину, в седле – добрый знак. Тем более что я еще и потомственный военный. Мой отец – выпускник Харьковского военного авиационного училища летчиков, сначала летал, затем продолжил службу в воздушной разведке. Я, можно сказать, продолжил его дело.

Военную службу начал в 1984 году, сначала учился в Ташкентском высшем общевойсковом командном училище имени В.И. Ленина, которое было образовано 12 июля 1918 года и получило имя вождя еще при его жизни. В 1988 году, после выпуска, в звании лейтенанта начал свою службу в Сухопутных войсках, был направлен в Таманскую дивизию. Прошел все командные должности начиная от командира взвода до начальника разведки военного округа. Служил в Московском, Дальневосточном, Северокавказском, Приволжско-Уральском и Центральном военных округах. В 2003 году окончил Общевойсковую академию Вооруженных сил РФ, а в 2010 году – Военную академию Генерального штаба. В 2014 году был направлен в зарубежную командировку, по возвращении  получил назначение на должность начальника разведки Воздушно-десантных войск. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени с мечами, орденом Мужества, медалями «За заслуги перед отечеством» с мечами 1-й и 2-й степеней, медалью «За отвагу» и другими наградами. Женат, у нас – дочь.

– Какие задачи выполняют разведка и спецназ Воздушно-десантных войск, в чем их специфика, каковы перспективы, какое место они занимают в структуре ВДВ?

– Прежде всего надо отчетливо себе представлять особенности Воздушно-десантных войск. В отличие от пехоты мы действуем в четырех измерениях, на самом острие меча. А разведка и спецназ ВДВ  являются режущей кромкой этого острия. В наше непростое время войска в целом, а с ними разведка и спецназ претерпевают значительные изменения. Мы выходим на новый качественный уровень. Меняется все, идет оптимизация организационно-штатной структуры. К нам на вооружение поступают новейшие комплексы управления и разведки, современные образцы вооружения, боевой и специальной техники.

Сейчас практически в каждом соединении войск, кроме трех, уже созданы разведывательные батальоны, в отдельных полках – роты. В оставшихся трех бригадах, недавно вошедших в состав ВДВ, отдельные разведывательные батальоны будут сформированы до конца текущего года. О 45-й бригаде специального назначения в СМИ уже много говорилось. На базе 242-го учебного центра ВДВ (Омск) создается школа для подготовки всего спектра специалистов разведки. Она еще не начала учебного процесса, а желающих учиться в ней – хоть отбавляй, не менее 7 человек на место. Перед нами стоит сверхсрочная задача – довести комплексную цепочку «солдат-железо-управление» до совершенства.

– Кого берут в разведку, расскажите о методиках отбора кандидатов, на что прежде всего обращают особое внимание?

– Мы осуществляем отбор в несколько этапов, отсев ведется на каждом из них. Сразу скажу – берем только самых лучших, с незапятнанной репутацией. У нас в добровольцах недостатка нет. На уровне военкоматов идет изучение личных дел и анкет, предпочтение отдается спортсменам. Нас интересуют парашютисты, стрелки, мастера единоборств, в общем, нужны сильные, смелые, выносливые, способные к обучению, дисциплинированные молодые люди с железными нервами и, конечно же, – патриоты. По прибытии в части новобранцы проходят медицинскую комиссию, сложную систему психологического тестирования, на основании заключений специалистов и собственного наблюдения командиры принимают решение, куда кого направить. Самому жесткому отбору подвергаются те, кому предстоит служить в спецназе. Разведывательные подразделения мы комплектует на 95% контрактниками, а спецназ – на все 100%. В группы первого действия попадают только контрактники.

– Какие дисциплины включает программа подготовки разведчиков и спецназовцев? Какими навыками, умениями и знаниями они должны обладать? Чем вооружены?

– На подготовку разведчиков влияет тот перечень задач, который им предстоит выполнять. В основе действий разведчиков лежит скрытность. Они подготовлены великолепно и вооружены до зубов, но вступление в открытый бой для них означает невыполнение задачи. Спецназовцы также зачастую должны действовать незаметно. Поэтому для тех и других важным является скрытое передвижение, умение незамеченными проходить насквозь позиции или линии охраны противника, уклоняться от преследования, ориентироваться на местности днем и ночью, в любую погоду. Если необходимо вступить в бой, они должны это сделать быстро, решительно, с выгодных позиций, используя фактор внезапности, чтобы нанести максимальный урон противнику, а самим избежать потерь.

Каждый из четырех военных округов сориентирован на свое стратегическое направление, подразделения разведки и спецназа ВДВ, находящиеся в их оперативном подчинении, имеют свою специфику, привязанную к климатическим условиям, рельефу местности и т.д. Военнослужащие и подразделения обучаются действиям в арктических условиях, в горах, в пустыне, лесной или болотистой местности, в степи, везде.

В распоряжении разведчиков и спецназовцев современные средства связи, системы навигации, разведки, целеуказания и управления. Для увеличения мобильности и маневренности, в зависимости от обстановки, разведчики (спецназовцы) используют бронированную боевую технику, другие штатные транспортные средства, в том числе квадроциклы, снегоходы, автомобили типа багги.

Парашютная подготовка является основной для десантника. Все разведывательные и специальные подразделения обеспечены парашютами типа «Арбалет 1», «Арбалет 2», которые позволяют совершать прыжки с высот до 4000 м на глубину десантирования по горизонтали до 10 км. Военнослужащие обучаются прыжкам днем и ночью. При этом они несут с собой до 50 кг амуниции в специальных баулах. После такого прыжка разведчику, спецназовцу предстоит выполнение боевой задачи.

Бойцы спецназа проходят курс высотного десантирования, который длится от 3 до 8 недель. В программе обучения 100 прыжков с высоты до 8000 м и на глубину десантирования до 20 км, из них 80 осуществляются днем, 20 – ночью. В этом случае десантники используют специальные парашютные системы и кислородные дыхательные аппараты.

Огневая подготовка включает курс овладения как отечественным, так и иностранным стрелковым оружием. Что касается вооружения – оно зависит от конкретной боевой задачи. Разведчики и спецназовцы могут иметь с собой как штатное оружие, так и дополнительное. Кроме того, наши военнослужащие обучаются приемам ближнего боя.

Сейчас делается упор на овладение курсантами и офицерами иностранных языков. В Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище сильная лингвистическая кафедра. Там преподают не менее восьми языков, в том числе китайский и арабский. За овладение языком германской или романской группы начисляется дополнительно 10% к окладу военнослужащего. Знание китайского, арабского или фарси дает право на 20-процентную  надбавку.

– Приоткройте завесу, в чем особенность психологической подготовки разведчиков и спецназовцев?

– Система психологической подготовки –  это сложный многоуровневый процесс, конечным результатом которого является подготовка инициативного, несгибаемого бойца, умеющего самостоятельно оценивать обстановку и быстро реагировать на нее, нацеленного на выполнение поставленной задачи несмотря ни на что. Даже в безвыходной ситуации наш разведчик примет оптимальное решение и без колебаний приступит к его исполнению. Более того, западный спецназ обучен только коллективным действиям, то есть в составе небольших групп, а у нас и один в поле воин.

– Расскажите о замысле и участниках учений «Славянское братство 2016». В каких целях  они проводятся?

– Учение пройдет 2 по 15 ноября. В нем примут участие подразделения Вооруженных сил России, Белоруссии и Сербии. В прошлом году такое же учение проходило у нас под Новороссийском. В этих маневрах всегда руководит принимающая сторона. Основное в них – тренировка слаженности работы системы управления и штабов всех участников. Практически в них будут разыграны тактические эпизоды.

Замыслом учения предусмотрены совместные действия специальных подразделений стран-участниц по обнаружению, блокированию и ликвидации незаконных вооруженных формирований, их баз и выполнение сопутствующих задач.

Завершая нашу беседу, я хочу поздравить разведчиков с наступающим профессиональным праздником, пожелать успехов в боевой учебе и службе. Ветеранам желаю здоровья и чтобы о них не забывали. Пусть ветераны знают, что они нужны нынешнему поколению спецназовцев. Ведь главное для разведки – это люди и традиции.

Александр Шарковский

Комментарий НА "Российские десантники примут участие в международных учениях «Славянское братство 2016», которые пройдут на территории Сербии"

Оставить комментарий