В наше время авианесущие корабли стали символом мощи лучших флотов мира. Но конечно же так было не всегда. Начиная со времен своего зарождения авианосцам пришлось непосредственно в сражениях доказывать свое право быть первыми, а поначалу им придавалось лишь вспомогательное значение. Именно Вторая мировая война явилась для новоявленных гигантов с самолетами на борту моментом истины. Этому и посвящен данный материал.
Триумфальный выход
…8 июня 1940 года в Северном море германские линкоры-рейдеры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» перехватили и в коротком артиллерийском бою потопили британский авианосец «Глориес» и два эсминца сопровождения. Это был уже второй крупный успех нацистов: годом ранее, 17 сентября 1939 года, немецкая субмарина пустила ко дну аналог «Глориеса» – авианосец «Корейджес». Сторонники классических артиллерийских и торпедных схем ведения морского боя торжествующе потирали руки. Казалось, все их предвоенные прогнозы о «никчемности» авианосцев сбываются, и господство на морях и океанах бронированных крепостей – линейных кораблей – незыблемо.
Но торжествовали поборники этой концепции недолго. Вечером 11 ноября 1940 года 21 британский самолет-торпедоносец с авианосца «Илластриес» атаковал основные силы итальянского флота в его базе Таранто. Ценой гибели всего двух устаревших самолетов «Суордфиш» англичане вывели из строя три итальянских линкора: «Конте ди Кавур» больше никогда не вышел в море, а «Дуилио» и новейший «Литторио» простояли в ремонте несколько месяцев, как раз в то время, когда в них была острейшая необходимость.
Ну а 1941-й стал годом триумфального выхода авианосцев на арену морских сражений. 24 и 25 мая 1941 года торпедоносцы с британских авианосцев «Викториес» и «Арк Ройал» нанесли значительные повреждения германскому линкору «Бисмарк», ставшие для него роковыми. Потерявший скорость и маневренность линкор-рейдер удалось настигнуть британской эскадре и потопить его артиллерийским огнем и торпедами. Седьмого же декабря 1941 года на Тихом океане разыгралась настоящая драма. С шести тяжелых авианосцев под командованием японского адмирала Нагумо – «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю», «Дзуйкаку» и «Секаку» – поднялась в воздух первая волна из 183 самолетов – истребителей, бомбардировщиков и торпедоносцев, за ними через час последовала вторая воздушная армада из 170 самолетов. Итогом удара японской палубной авиации по американской базе Перл-Харбор было уничтожение двух линейных кораблей – «Оклахомы» и «Аризоны» и тяжелое повреждение линкоров «Невада», «Мериленд», «Западная Вирджиния», «Теннесси», «Калифорния» и «Пенсильвания», восстановление которых заняло от года до двух лет. Всего же ценой гибели 29 японских самолетов и 55 человек летного состава было уничтожено и выведено из строя 18 боевых кораблей, уничтожено 188 боевых самолетов и повреждено – 128, убито 2.409 и ранено 1.178 человек личного состава американских ВМС и ВВС. Баланс сил на Тихом океане в тот момент резко изменился в пользу Японии (но ненадолго).
В одночасье стало ясно, что на морях и океанах появилась новая грозная сила, которая отныне будет решающим образом влиять на исход морских сражений.
О роли авианосцев свидетельствует и такой факт. В самом начале операции «Пьедестал» по проводке британским флотом конвоя на Мальту германская субмарина U-73 потопила авианосец «Игл». Это обернулось для конвоя гибелью. Лишенный воздушного прикрытия, он был разгромлен немецкими и итальянскими подлодками и авиацией. Погибли девять транспортов из четырнадцати, два легких крейсера и эсминец…
Рождение гигантов
Появление авианосцев относится к годам Первой мировой войны. При этом значительную часть из них составляли гидроавиатранспорты, несшие гидросамолеты, которые взлетали с воды и на нее же садились. К их числу относился и русский корабль «Орлица». У британцев было восемь судов такого типа, у французов и немцев – по пять соответственно, у итальянцев – два.
Но тогда же появились и предшественники будущих классических авианосцев. Первенцем был переоборудованный британский линейный крейсер «Фьюриес». Он имел две полетные палубы размерами 100´30 метров и 50´30 м. Носовая палуба служила для взлета самолетов, кормовая – для посадки. Под палубами были размещены ангары для самолетов. Башни с орудиями и большая часть надстроек были демонтированы.
Однако в ходе испытаний выяснилось, что вследствие турбулентных завихрений, возникающих на ходу авианосца из-за оставшихся надстроек и дымовых труб, посадка на «Фьюриес» оказалась практически невозможной. Требовался поиск иных конструктивных решений. К 1920 году стало ясно, что эскадренный авианосец должен иметь ход, сопоставимый с ходом линкоров, крейсеров и эсминцев, а также обладать усовершенствованной системой отвода дымовых газов. Наиболее отвечавшей этим условиям была так называемая «островная» схема: надстройки с ходовым мостиком и постом управления полетами, а также дымовые трубы смещались к одному из бортов корабля, дабы не создавать турбулентных завихрений на полетной палубе. Некоторые предлагавшиеся проекты авианосцев вообще не имели «острова», а ходовой мостик и боевая рубка располагались в носу, у переднего среза полетной палубы. Дымовые трубы предлагалось выводить вбок и вниз по бортам кораблей.
После переоборудования в авианосец «островного» типа британского линкора «Игл» (бывшего чилийского дредноута «Альмиранте Корхен») и очередной «переделки» «Фьюриеса» было установлено, что «островная» схема надстройки и схема отвода дымовых газов, использованная на «Игле», более предпочтительна. Поэтому переоборудование в авианосцы линейных крейсеров «Корейджес» и «Глориес» (аналогов «Фьюриеса») проводилось уже по данной схеме. При этом из артиллерии была оставлена только зенитная.
Значительный вклад в дело развития авианосных флотов внесли Вашингтонские соглашения 1922 года. Чтобы не пускать в металлолом стоящие на верфях корпуса недостроенных линкоров и линейных крейсеров, морские державы приступили к активному переоборудованию их в авианосцы. В США такими кораблями стали линейные крейсера «Лексингтон» и «Саратога». Впоследствии эти гиганты с полным водоизмещением до 47.700 тонн каждый и с 90 самолетами на борту долгие годы были визитной карточкой американского флота. Их «изюминкой» была главная энергетическая установка с турбоэлектрической схемой.
В Японии вышеупомянутые соглашения также привели к переоборудованию «излишних» линкоров и линейных крейсеров в авианосцы. Первоначально «переделке» подлежали однотипные линейные крейсера «Акаги» и «Амаги», но после землетрясения 1923 года корпус последнего получил тяжелые повреждения, и под переоборудование попал недостроенный линкор «Кага». После неоднократных модернизаций в 1941 году «Акаги» нес 91 самолет, а «Кага» – 90 самолетов, с учетом резервных, хранившихся в разобранном виде.
Как американсие «Лексингтон», «Саратога», так и японские «Акаги» и «Кага», перестроенные из линкоров и линейных крейсеров, сохраняли, пусть и частично, броневой пояс и броневую палубу, а также тяжелую артиллерию (соответственно 203,2-мм и 200-мм орудия). Необходимо также отметить, что США и Япония получили в виде исключения право перестроить в авианосцы корабли, имевшие стандартное водоизмещение, выходившее за лимит в 27.000 тонн, установленный для авианосцев. Это решение, не сразу оцененное современниками, в действительности имело далеко идущие последствия. Огромные размеры авианосцев просто вынудили конструкторов разрабатывать для палубной авиации более крупные и мощные боевые самолеты.
Но уже в начале 1920-х годов началось создание авианосцев специальной постройки. Первыми такими специально спроектированными кораблями стали легкие авианосцы – японский «Хосе» и британский «Гермес», вступившие в строй соответственно в 1923 и 1924 году.
Британская основательность
Новый подход к проектированию авианосных кораблей основывался на изменении взглядов на их роль и использование. Авианосцы стали рассматриваться как плавучие аэродромы, которые должны были действовать в составе соединения, причем встреча с равноценным противником один на один практически исключалась. Поэтому сильное бронирование и тяжелая артиллерия приносились в жертву самолетовместимости и увеличению запасов авиационного топлива и вооружения. Именно по такой схеме был создан британский авианосец «Арк Ройал» – единственный тяжелый корабль специальной постройки, с которым Великобритания вступила во Вторую мировую войну. При том же водоизмещении, что и «Игл», он нес 72 самолета (на «Игл» был 21).
Однако в дальнейшем англичане вернулись к бронированным авианосцам, учитывая, что у берегов Европы была чрезвычайно велика вероятность воздействия на корабли со стороны авиации берегового базирования, способной поднимать тяжелые бомбы. Серию из таких авианосцев с бронированными ангарами и полетной палубой открыл «Илластриес». Правда, «расплатой» стал возросший вес верхней части корабля, позволивший иметь только одноярусный ангар. В результате авиагруппа «Илластриеса» составляла всего 36 самолетов. В дальнейшем, на 4-м – 6-м кораблях (2-й и 3-й сериях), за счет некоторого уменьшения толщины бронирования ангаров и палубы удалось довести число самолетов до 45 на «Индомитейбле» и до 60 на «Имплейсибле» и «Индетефикабле».
Но нельзя не признать, что предвидения лордов Адмиралтейства полностью оправдались. Бронирование тяжелых британских авианосцев не раз спасало эти корабли от гибели. Хрестоматийным стал случай с «Илластриесом». 10 января 1941 года авианосец подвергся ударам германских пикировщиков Ju-88 и получил прямые попадания семи 500-кг и 250-кг бомб, еще одна бомба крупного калибра разорвалась у самого борта. Тем не менее корабль остался на плаву и самостоятельно дошел до Мальты.
По два прямых попадания 500-кг бомб получили также «Формидейбл» (26 мая 1941 года) и «Индомитейбл» (12 августа 1942 года), но остались на плаву и дошли до баз самостоятельно. Любой другой авианосец во всех вышеупомянутых случаях гарантированно отправился бы на дно.
Кроме кораблей типа «Илластриес», англичане в годы войны построили 6 легких авианосцев типа «Колоссус» и легкий авианосец «Уникорн». Правда, в боях успели принять участие только «Уникорн» и один корабль типа «Колоссус» – «Глори». Также в Великобритании было развернуто строительство эскортных авианосцев, которые должны были обеспечивать, в первую очередь, противолодочную оборону конвоев. Это были три корабля типа «Найрана», четыре – типа «Арчер», а также авианосцы «Преториа Кэтлэ», «Эктивити» и «Аудаче». Кроме того, были созданы оригинальные проекты авианосцев-зерновозов и авианосцев-танкеров. Таких кораблей было построено девятнадцать (6 зерновозов и 13 танкеров). Их авиагруппы составляли всего 3–4 самолета – для разведки и самообороны от подлодок. Сами же корабли сохраняли грузовые трюмы и предназначались для перевозки грузов. Плавали они под торговыми флагами (семнадцать под британским и два под голландским).
Японская изощренность
В Японии первенцами в череде тяжелых авианосцев специальной постройки стали «Сорю» («Голубой дракон»), вступивший в строй в декабре 1937 года, и «Хирю» («Летящий дракон»), спущенный на воду в июле 1939 г. Они несли 71 и 73 самолета соответственно. За ними в августе 1941 года последовал «Секаку» («Парящий журавль») и в сентябре 1941 года – «Дзуйкаку» («Счастливый журавль»). Их авиагруппы насчитывали уже по 84 самолета. Даже дата нападения на Перл-Харбор выбиралась, исходя из расчета сроков вступления в строй «Секаку» и «Дзуйкаку». Также гораздо ранее, в 1933 году, в состав японских ВМС вошел легкий авианосец специальной постройки «Рюдзе» («Сражающийся дракон»), оказавшийся крайне неудачным.
Одновременно японцы начали строительство плавучих баз подводных лодок и транспортов гидроавиации. Казалось бы, зачем японскому флоту нужны были эти дорогие и крупные корабли в таком количестве? Недоумение развеялось, когда в 1939–1941 гг. их начали массово переоборудовать в авианосцы. Первыми такими кораблями стали «Дзуйхо» («Счастливый феникс») и «Сехо» («Удачливый феникс») – бывшие базы подводных лодок. А в августе 1940 года были реквизированы два пассажирских лайнера-турбохода, которые переоборудовали в тяжелые авианосцы «Дзуйе» («Сокол-сапсан») и «Хийе» («Летящий сокол»). Самое интересное то, что проект обоих пассажирских лайнеров изначально входил в «теневую» судостроительную программу и предусматривал возможность их переоборудования в авианесущие корабли. Оба судна имели усиленную конструкцию корпуса с разделением на отсеки в подводной части.
Но, с другой стороны, в 1939–1941 гг. в Японии был заложен только один новый тяжелый авианосец «Тайхо», который должен был нести 84 самолета. Как и у британских «собратьев» типа «Илластриес», этот корабль имел бронированные полетную палубу, нижнюю ангарную палубу и стены ангара, а также мощное (до 165 мм) бронирование погребов с боеприпасами, цистерн с авиабензином и румпельных отделений. Кроме постройки «Тайхо» в 1941 году, было начато переоборудование в эскортные авианосцы трех реквизированных пассажирских лайнеров.
Американская предприимчивость
Пожалуй, больше всех преуспели в сроках и количестве создания авианосцев США. Первым кораблем, изначально заложенным как авианосный, стал CV-4 «Рейнджер», несший 76 самолетов. За ним последовала уже целая серия из трех практически однотипных авианосцев: «Йорктаун», «Энтерпрайз» и «Хорнет». Они имели большее водоизмещение, чем «Рейнджер», и несли уже по 81–85 палубных самолетов. Также вступил в строй авианосец «Уосп», построенный все еще с учетом Вашингтонских ограничений (как и остальные вышеназванные, кроме «Хорнета», выпущенного уже в 1941 году, накануне японской атаки на Перл-Харбор).
Надо сказать, принципиальным отличием между Японией и США в плане концепций создания авианосных кораблей было то, что уже в 1939–1940 годах в Америке была начата разработка тяжелых авианосцев нового поколения типа «Эссекс» (на базе «Йорктаун») с улучшенными характеристиками и усиленным вооружением, несших на борту до 91 самолета. Прежде всего, «Эссексы» были оснащены гидропневматическими катапультами, что обеспечивало взлет тяжелых самолетов, для старта которых в обычном режиме размеры полетной палубы были недостаточны. Также корабли получили более мощные подъемные лифты, позволявшие использовать самолеты с большей полетной массой. Был применен и бортовой подъемник, вынесенный за контур палубы, что увеличило полезную площадь ангара и повысило прочность полетной палубы за счет ликвидации дополнительного выреза, а также позволяло поднимать самолеты, размеры которых превышали габариты лифта.
В 1940 году был выдан заказ на строительство пяти кораблей. В 1941 году все они были заложены и к моменту вступления США во Вторую мировую войну находились на разных стадиях строительства. Американцы форсировали работы, и первый корабль этой серии – «Эссекс» – вступил в строй в декабре 1942 года. Вслед за ним последовали еще 16 кораблей этого типа, из которых четырнадцать успели достигнуть зоны боевых действий и принять участие в боях. И ни один из них не был потерян, несмотря на неоднократные повреждения от бомбовых ударов японской авиации и летчиков-камикадзе.
В годы войны были также спроектированы и заложены и тяжелые авианосцы типа «Мидуэй». Конструктивные и технологические решения при их проектировании и строительстве оказались столь удачными, что после неоднократных модернизаций они прослужили в составе ВМС США вплоть до рубежа 1980-х – 1990-х годов, сумев успешно адаптироваться к переходу от поршневых самолетов к реактивным.
Практически одновременно с «Эссексами», с января 1943 года, в строй начали вступать легкие авианосцы типа «Индепенденс», перестроенные из легких крейсеров типа «Кливленд». Всего в период с января по декабрь 1943 года в состав американских ВМС вошли девять таких кораблей. Из них был потерян только один – «Принстон» (в октябре 1944 г. у Филиппин).
Кроме тяжелых и легких авианосцев, в США были построены 10 эскортных авианосцев типа «Комменсемент Бэй», 50 – типа «Касабланка», 45 – типа «Боуг», 4 – типа «Сэнгамон», а также «Чарджер» и «Лонг-Айленд». Всего – 111 кораблей. Из этого числа 34 эскортных авианосца были переданы по ленд-лизу Великобритании. Скорость строительства эскортных авианосцев типа «Касабланка» на судостроительных верфях Сиэтла, принадлежавших бизнесмену Генри Крейзеру, была просто феноменальной. Если первые 10 кораблей были построены и вошли в строй за 241–287 дней, то для последних авианосцев этот срок составлял всего 101–112 дней!
Эскортные авианосцы сыграли решающую роль в битве за Атлантику, а в морском сражении у Филиппинских островов эти относительно небольшие корабли сумели достойно постоять за себя в бою с эскадрой японского флота, возглавляемой громадным «Ямато». Три японских тяжелых крейсера – «Тикума», «Судзуйя» и «Чекай» – получили столь тяжелые повреждения от ударов палубной авиации, что самим же японцам их пришлось затопить во избежание захвата.
Несмотря на потерю в 1942 году в боях на Тихом океане авианосцев «Лексингтон», «Йорктаун», «Хорнет» и «Уосп», благодаря начатому еще до войны строительству тяжелых авианесущих кораблей американцам удалось относительно быстро восполнить строй. Уже к концу 1943 года были введены семь (!) авианосцев типа «Эссекс». Тем самым было достигнуто не только количественное, но и качественное превосходство над японским флотом. Пожалуй, только феноменально развитая по тем временам экономика США могла выдержать такие нагрузки по строительству сотен кораблей ВМС – авианосцев, линкоров, крейсеров, эсминцев, миноносцев, сотен тысяч самолетов, десятков тысяч танков и почти двух миллионов грузовых автомобилей.
Реванш после Перл-Харбора
Для японцев же их недальновидность вышла боком. Да, в боях 1942 года они сумели потопить четыре американских авианосных корабля, но при этом в бою у атолла Мидуэй сами лишились сразу четырех своих лучших тяжелых авианосцев – «Акаги», «Кага», «Хирю» и «Сорю». И если у американцев к началу лета 1942 года на стапелях стояли девять новых тяжелых авианосцев, то у японцев корабль такого типа был только один – «Тайхо». А еще два – «Дзуйе» и «Хийе» – проходили переоборудование и по своим характеристикам заметно уступали «Эссексам».
Лихорадочные усилия японцев по восстановлению авианосного флота, предпринимавшиеся в 1942–1945 гг., результата не дали. Так, были заложены сразу шесть авианосцев типа «Унрю», являвшихся дальнейшим развитием «Хирю» и «Сорю», но с меньшим водоизмещением. Тут же спешно начали переоборудование в авианосцы линкора «Синано» и тяжелого крейсера «Ибуки». В «пожарном темпе» переоборудовались плавбаза подводных лодок «Тайгер», получившая наименование «Рюйхо» («Феникс-дракон»), гидроавиатранспорты «Читосе» и «Чийода». В эскортный авианосец был переоборудован и интернированный в Японии германский транспорт «Шарнхорст», названный «Чинье». Но все это были уже запоздалые меры, не способные оказать противодействие массовому вступлению в бой тяжелых и легких американских авианосцев. Из шести кораблей типа «Унрю» в строй успели вступить только три, причем им так и не удалось принять участие в боевых действиях, а остальные три были сданы на слом со стапелей. «Синано» погиб, потопленный американской подводной лодкой, так и не вступив в строй, «Ибуки» не был достроен.
Самое же главное то, что в Коралловом море, у Соломоновых островов, у Мидуэя и у островов Санта-Крус японская палубная авиация лишилась своих лучших летных кадров. И впоследствии, в сражениях 1944 года, более высокая выучка американских летчиков, лучшее качество авиационной техники и превосходство в радиоэлектронном оснащении предопределили успех американцев. В ходе морских сражения у Марианских островов и у Филиппин японцы лишились практически всех своих боеспособных авианосцев: тяжелых «Тайхо», «Секаку», «Дзуйкаку» и «Хийе», легких «Дзуйхо», «Читосе» и «Чийода». Полное и безоговорочное господство на Тихом океане перешло к американским «Эссексам».
Нацисты спохватились поздно
В фашистской Германии поначалу также озаботились строительством авианосцев. Работы велись интенсивно. Хотя сразу скажем – в конечно итоге ни одного корабля подобного класса немцам ввести в строй так и не удалось.
Первый авианосец под литерным обозначением «А» – впоследствии «Граф Цеппелин» (33.500 тонн водоизмещением, 42 самолета на борту) – был заложен на верфи «Дойче Верке» в Киле 28 декабря 1936 года и спущен на воду 8 декабря 1938 года. На его месте заложили следующий авианосец под литерным обозначением «В». По концепции эти корабли предназначались для действий на коммуникациях противника в составе боевых групп совместно с линкорами. К началу Второй мировой войны готовность «Графа Цеппелина» составляла 85 процентов, но 29 апреля 1940 года достройку приостановили. Строительство второго корабля прекратили 19 сентября 1939 года, а собранный до верхней палубы корпус сдали на слом. Безусловно, это было результатом интриг адмирала Деница, трубившего повсюду, что «волчьи стаи» его подводных лодок куда эффективнее любого авианосца.
Когда же в ходе войны решающая роль авианосных кораблей стала очевидной, в 1942 году немцы лихорадочно начали пытаться наверстать упущенное. Вновь ухватились за брошенный «Граф Цеппелин», приняли решение переоборудовать в авианосцы крейсера «Зейдлиц» (недостроенный) и трофейный французский «Де Грасс», пассажирские лайнеры «Потсдам» и «Гнейзенау»…
Однако их время ушло безвозвратно. В 1943 году все верфи, где имелась возможность строить авианосцы, уже подвергались жесточайшим ударам авиации. Все работы над авианосцами свернули и впоследствии к ним не возвращались, хотя готовность «Графа Цеппелина» по некоторым данным, составляла 92 процента.
Постскриптум
Теперь сделаем краткие выводы, говоря о роли авианосцев в принципе. До начала Второй мировой войны скромно державшиеся в тени грозных линкоров и линейных крейсеров, они превратились в ходе боев на морской арене в главную ударную силу флотов.
Японские палубные самолеты отправили на морское дно американские линкоры «Аризона» и «Оклахома», британский авианосец «Гермес» и американский «Лексингтон», нанесли роковые повреждения американским авианосцам «Йорктаун» и «Хорнет», предопределившие их последующую гибель, потопили множество других кораблей.
Американская палубная авиация потопила японские авианосцы «Рюдзе», «Хосе», «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю», «Дзуйкаку», «Хийе», «Дзуйхо», «Читосе» и «Чийода», отправила на дно крупнейшие в мире линкоры «Мусаси» и «Ямато», 24 и 28 июля 1945 года нанесла массированные удары по японской военно-морской базе Куре, уничтожив там один из последних японских авианосцев «Амаги», линкоры «Исе» и «Хиуга», линейный крейсер «Харуна». На счету британских авианосцев – нанесение гибельных повреждений линкору «Бисмарк», многочисленные удары по итальянскому флоту на Средиземноморье, защита конвоев на Мальту и в СССР. Самолеты с эскортных авианосцев ВМС США и Великобритании уничтожили десятки фашистских субмарин. Палубная авиация обеспечила успешную высадку стратегических морских десантов в Северной Африке и на островах Тихого океана.
Так бывший «гадкий утенок» превратился в белого лебедя, властелина морей. Стал его величеством авианосцем…
Андрей ЛОБАНОВ
Журнал «Солдат удачи» №1 2009 г.
Комментарий НА "Его величество авианосец"