2006

Колонка редактора
«Жизнь налаживается?..»

Помните, дорогие читатели, старый с бородой анекдот, о том, как решил свести счеты с жизнью опустившийся человек, алкоголик. Он соорудил петлю и только засунул туда голову, как вдруг увидел за шкафчиком на кухне забытую бутылку водки. Налил себе стакан, опрокинул его, внутри захорошело. «А что, – сказал себе алкоголик, – жизнь-то налаживается».
Сегодня, когда смотришь телевизор, читаешь газеты и журналы, которые рассказывают об армии, так и хочется воскликнуть: «Ведь и правда, жизнь налаживается». Но как только отрываешься от экрана или газетной страницы и попадаешь в реальный армейский мир – в полк ли, батальон, дивизион, картина совсем иная.
Не сомневаюсь, что вскоре наша армия закупит у промышленности три десятка танков, чтобы вооружить ими целый батальон, и даже появится на аэродроме новый стратегический бомбардировщик. Более того, хочется верить, что действительно армия и флот начнут по-настоящему переходить на новую технику. Было бы здорово, если бы это случилось. Только в этом радостном многоголосье есть некая грустинка. Знающий истинное положение дел в войсках неизбежно задает очень болезненный для себя и всех нас вопрос: кто будет управлять новой техникой и оружием? И вот тут при более пристальном рассмотрении становится ясно, что оснований для радости совсем не много.
В конце мая в Москве прошел съезд Общероссийского профессионального союза военнослужащих. Там приводились далеко не оптимистические цифры. Например, 80% молодых офицеров не собираются надолго задерживаться в армии и служить до предельного возраста, а 70% офицеров – не видят перспектив в службе.
Задумайтесь даже не столько над цифрой, сколько над самой формулировкой – не видят перспектив в службе. Что может быть хуже этого?
А что, собственно, произошло? Ведь в телевизоре все хорошо: идут учения, войска пополняются контрактниками, ими руководят молодые высокопрофессиональные офицеры.
Это и есть стакан водки из старого анекдота. Порой почитаешь наши газеты и диву даешься, еще какой-нибудь десяток лет назад они разносили армию в пух и прах, разбирали армейские проблемы по косточкам, а теперь разве что вспыхнут «справедливой яростью» по делу Сычева, поговорят возмущенно о «дедовщине» недельку-другую и замолкают. А ведь есть о чем писать сегодня, есть где глубоко копать. Но не копают.
Вот, например, социальные потери от изменений в Законе «О статусе военнослужащих». С 2000 по 2004 год из него были изъяты 22 нормы. Все они содержали льготы для военнослужащих или офицеров и прапорщиков, уволенных со службы, а также членов их семей. Об этом, кстати, говорилось на съезде. И верно было подмечено, что 122-й закон «стал завершающим ударом по престижу армии».
Многие чиновники в правительстве почему-то считают военных людьми совершенно беспамятливыми. Но офицеры хорошо помнят, например, ситуацию пятилетней давности, когда была предпринята одна из попыток внесения изменений в Закон «О статусе военнослужащих». Пытались отменить льготы по оплате стоимости жилья и коммунальных услуг. К счастью, кое-что удалось отстоять. И тогда прозвучали обещания: повысить денежное довольствие в разы. Министр обороны обещал повышение в два раза, председатель Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных в , членов их семей назвала цифру 1,9 раза. Увы, ничего этого не случилось. Да, повышение было, но в значительно меньших размерах.
Что это? А это и есть слово и дело. Однако кто-то упорно считает, что офицеры и прапорщики будут верить телевизионным репортажам, а не реальным заработкам в собственных карманах.
Впрочем, ничего подобного военнослужащие не могут сказать своим командирам. Да, впрочем, что говорить. Командиры, которые «работают на земле», прекрасно все знают.
Поток рапортов о досрочном увольнении с военной службы в кадровых органах не иссякает. Цифры называются разные – и 100 тысяч, и меньше, и больше. Скажу откровенно: мы этих цифр не знаем и потому не будем вводить читателя в заблуждение. Да и не они важны. Важна тенденция, как говорится в другом, не менее старом анекдоте. А она, к сожалению, далеко не позитивная.
Так что вряд ли сегодня можно с уверенностью сказать, что жизнь в армии налаживается. Но, право же, хочется верить в лучшее.

Солдат удачи №1 за 2006 г.
Солдат удачи №2 за 2006 г.
Солдат удачи №3 за 2006 г.
Солдат удачи №4 за 2006 г.
Солдат удачи №5 за 2006 г.
Солдат удачи №6 за 2006 г.
Солдат удачи №7 за 2006 г.
Солдат удачи №8 за 2006 г.
Солдат удачи №9 за 2006 г.
Солдат удачи №10 за 2006 г.
Солдат удачи №11 за 2006 г.
Солдат удачи №12 за 2006 г.